Ольга Загускина - Елена Камбурова субботним вечером

 На концерт Елены Камбуровой я шла с трепетом душевным. Казалось, знаю ее песни всю жизнь. И все-таки она захватывает каждый раз без остатка.
 Дом ученых был полон, на концерт попали далеко не все желающие: билеты кончились задолго до. Если я скажу, что она выкладывалась на сцене, этого все равно будет мало. Меня поразило ее человеческое мужество: пела "Иерусалим" В.Дашкевича на стихи Ю.Кима, вспоминала слова пророка Моисея, на манер тети Сони исполнила Окуджавского "Ваньку Морозова", и так весело, так остроумно он прозвучал. После концерта я рассказала ей о свастиках, появившихся на саровских заборах и стенках лифтов, и спросила, как удается ей быть такой смелой женщиной, что питает ее мужество. Она ответила просто и очень серьезно: "Любовь, - потом помолчала и добавила: Любовь к жизни".
А я уже забыла о своем страхе задавать вопросы самой Камбуровой, и спешила поделиться с ней тем, что рвалось наружу после концерта. Ведь мы живем, не слыша самих себя, живем и не понимаем, что чувствуем, что думаем, под безжалостным натиском того, что называется массовой культурой. Она, Елена Камбурова, помогла мне в тот вечер вернуться к самой себе. Помогла вспомнить, что наша культура во все времена впитывала все лучшее, что было у других народов. Именно это качество сделало ее культурой мировой.
 Камбуровой свойственно разъяснять себя, все, что вы прочитаете дальше - попытка записать мысли этой необыкновенной женщины, чье творчество стало отдельной страницей в истории нашей культуры.
Россия несмотря ни на что это та страна, в которой всегда понимали и чувствовали стихийное, романтизм - то, что сегодня у многих вызывает ироническую улыбку. Такие вещи как сантимент, благородство воспринимаются как что-то отжившее, а в общем-то - это основа человеческого бытия.
У меня есть и в Москве, и в других городах постоянная аудитория, которая всегда приходит на наши встречи. Но обидно сознавать, что таких людей могло быть значительно больше и там, куда я никогда не попаду, могли бы слушать хорошие песни. Есть немало других певцов, чтецов, способных создать свою атмосферу, повести за собой людей в другое измерение.
 Но телевидение буквально захвачено, как может быть захвачена страна. Меня буквально перед отъездом попросили сделать заявку на проведение постоянной передачи на открывающемся канале "Культура". Я буду рассказывать о жанре, который представляю, знакомить зрителей с другими певцами. Но посмотрим, чем все это закончится. Это было бы очень важно, потому что потенциальных зрителей на самом деле гораздо больше. В Москве - я заметила - у меня очень омолодилась аудитория. Что это значит? Это значит, что они откуда-то пришли в мой зал. Пришли, а потом привели за собой других. Это мне небезразлично, потому что от того, какие песни поет, какие стихи читает народ, зависит то, какой он есть по своей душевной сути.
 История жизни человеческой души та же, что и в прошлом веке, у нее свой ход времени. У Германа Гессе есть роман "Игра в бисер", там он пишет о времени, которое определяется как фельетонная эпоха. Она потому фельетонная, что вроде бы и есть духовность, но люди не могут дать ей место, как чему-то ненужному и мешающему каким-то вещам. Хотя я уверена, что люди, которые сидят за компьютероми и находятся в каких-то технических далях настолько высоко, что мне даже трудно представить, что у них там происходит, но если они при этом способны почувствовать, почему Лермонтов отличается от Резника, я грубый пример привожу, я думаю, это счастье.
 Беспредел невозможен при условии, что люди как-то по-другому слышат этот невидимый мир. Он существует точно так же, как мир видимый. Я уверена, что мои концерты оставляют след в невидимом мире, также, как концерты моих молодых друзей, с которыми я однажды приезжала сюда (это Александр Лущик, это Инна Разумихина, Елена Фролова, Татьяна Алешина, Наталья Бондарь, Ульяна Бударных), - их много, их появляется все больше и больше. К нам идут, люди хотят видеть и слышать, себя воспитывать. Я надеюсь, что Театр музыки и поэзии, который в Москве обрел помещение в бывшем кинотеатре "Спорт", будет очень способствовать появлению в России традиции петь и слушать хорошие песни.
 О своих зрителях Елена Камбурова сказала, что это те люди, кто держится, не поддается ощущению сегодняшнего времени, что все покупается и продается, что все измеряется прагматическими идеалами.
  Те, кто уцелевает, очень ярко чувствуют, что было до нас: в начале века, в прошлом веке, в 16 веке. Понимают героев-рыцарей, которые сражались за то, чтобы люди совсем не погибли. Только благодаря истории культуры, художественной истории, я уверена в этом, цивилизация существует. При самом страшном состоянии вещей закроешь глаза и представляешь себе, что еще двадцать лет назад выходил на сцену Жак Брель - чудо, который мог говорить такие вещи, от которых мурашки по коже. Что он перенял эстафету от первых французских шансонье начала века, может быть, от Уолта Уитмена, то есть совершенно неважно, где были эти люди, где они жили: в России, в Америке, - это всегда - отдельные от толпы люди. Самое страшное, когда толпа диктует, когда находится одна очень сильная отрицательно заряженная личность, которая может управлять толпой, а толпа управляет страной - это самое страшное во все века и времена.
  Я человек аполитичный, и в застойное время, и сейчас. Но мне очень важно увидеть, а что это за люди - политики, потому что лицо человека очень о многом говорит. Манера говорить может сказать очень о многом, даже если речь вроде бы правильная, но видно все.
  Попса как бы органично соединена со многими политическими деятелями, которые находятся на этом же уровне. Они понимают, что на этом же уровне находится и их воспринимает народ, который создали за многие десятилетия. Очень многое действительно уничтожили в художественном фонде народа, вместе с его историческими ценностями, вместе с его вкусом, отсюда непонимание что есть что. Когда нам как какие-то великие ценности преподносят то, чем занимается поп-культура - это действительно страшно. Еще страшнее, когда люди, от которых очень многое зависит в культуре, не понимают этого. Они не хотят думать о духовном климате страны.
  Я отношусь к России как существy, мне ее просто жалко. А вообще я дружна с Гайдаром. Я часто пою для "ДемРоссии", у нас очень хорошие отношения. Он себя считает моим зрителем.
  Родом я из Новокузнецка. У меня в роду все греки. Но если говорить о духовных корнях, то в самом начале случай принес мне песни Новеллы Матвеевой. Случилось так, что я записала их на радио и пошли первые отклики. Я стала тогда в Москве среди студенчества очень популярным человеком, и они начали меня дальше вести. Потом появились песни Окуджавы, и, наконец, я увидела концерт Жака Бреля в Театре эстрады. Это все решило. Все стало понятно. Я ведь хотела стать драматической актрисой, а тут поняла, на что способна песня, что она может решать такие большие задачи, какие иной раз и спектаклю не удастся решить.
 Почему Камбурова не стала российской Пиаф? Народной певицей? Наверное потому, что ее песни не застрянут сами собой в сознании, вроде шлягера "Сим, Сим, откройся, Сим, Сим, отдайся". Для полноценного восприятия Е.Камбуровой нужна серьезная работа души. Совсем по Заболоцкому: "Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь".
Hosted by uCoz