Толпа, суетившаяся в фойе перед началом концерта, уже после первой
песни выросла в публику. Вскоре и публика выросла в народ. И уже к своему
народу, а не толпе и не к публике обращалась со сцены певица. Впрочем, так
бывает всегда, когда поет Елена Камбурова.
Зрители, пришедшие в концертный зал “Эстония”, сами о том, наверное, не
помышляя, спасали честь Таллина как города русской песенной духовности,
как города музыкально-поэтического театра.
А ведь эта его честь, мне кажется, давно под угрозой: с тех пор, как на
нашей эстраде верховодят всяческие “ой, мама, шика дам”, крашеные белокурые
“мальчики, хочущие в Тамбов” и разбитные полудевочки с предложениями типа
“целуй меня везде, восемнадцать мне уже”... Возможно, об этом думал таллинский
импресарио Адольф Кяйс, организуя ее концерт? Он рисковал, ведь в этот
же самый день и час в Горхолле толпа собралась хохотать над “приколами”
Максима Галкина, Клары Новиковой и мэров не нашего “Городка”... Камбурова
же с толпой несовместима.
Кич за ширмой
Я ничего не имею против даже самой махровой “попсы”: почему бы массам,
тем паче подростковым, не “оторваться-оттянуться” в забубенных ритмах...
Как поется, “гуляй, рванина, от рубля и выше” (к слову, чтобы как следует
оттянуться, этой самой рванине надо подняться от рубля намно-о-го выше).
Готов признать и согласиться: нынешний эстрадный китч — выражение молодежной
субкультуры, контркультуры... Правда, смущает вопросец: разве контркультура
— не ширма для бескультурья?
Редкий школьник и не всякий студент знают сегодня Камбурову. Не ее в том
вина — это наша беда. Ведь нынче многие из молодых вырастают с уверенностью,
что д’Артаньян — это Боярский и что Пастернак — это либо овощ, либо текстовщик,
сочинивший бравурный шлягер для Пугачевой, ну, тот, где падали два башмачка
со стуком на пол и еще свечка горела... По телевизору тоже Камбурову показывают
редко: не тот “формат”. Может, потому и новая ее программа, которую она
показала в Таллине, называется “Не о любви прошу...”
Речь — о понимании. Услышь меня, пойми — что может быть важнее?
Особенно в нашем мире, где каждый сам по себе, сам за себя — и оттого беззащитен
и слаб... Вот Камбурова и замечает: “Расплескалась в улочках окрестных
та мелодия, а поющих нет...”